Хорошие идеи принято нещадно тиражировать и эксплуатировать до полного уничтожения. По хорошим книгам делают не столь хорошие фильмы, затем эстафету принимают сиквелы и приквелы, ну а в худшем случае... запускают игру по мотивам.
В случае с Джоном Рэмбо вовремя остановиться следовало всем. Дэвиду Морреллу, автору исходного романа, не стоило воскрешать персонажа после событий первой книги. Сильвестру Сталлоне надо было придержать вороных и не собирать «Золотую малину» за худшие фильмы и худшую актерскую игру в продолжениях. Ну а польской студии Teyon, быть может, следовало присмотреться к другим жанрам, а не только к шутерам — к ролевым играм, например, ведь на польской земле они зреют сочными, как наливные яблочки.
Однако звезды на погонах сложились иначе. История ветерана вьетнамской войны, сломленного пытками и военными ужасами, из социальной драмы превратилась в трагикомедию. И мы, с вашего позволения, повторим от себя слова полковника Траутмана: «Вы, кажется, не поняли. Я пришел спасать не Рэмбо от вас, а вас от Рэмбо».
Вход на праздничную землю. Добро пожаловать в надежду!
Обзаведясь правами на игровую адаптацию первых трех фильмов о непоколебимом американском бойце, разработчики первым делом заявили о своих теплых чувствах к первоисточнику. И в самом деле, важные сцены из трех кинолент добросовестно воспроизведены, и пущенный по хронологической линии сюжетный поезд обязательно остановится в знаковых пунктах. Но выбирали эти сцены, похоже, следуя по пути наименьшего сопротивления. Эпизоды, которые с листа ложились на механику тира, просто вырезали и посадили на клей. А те, что нужно было обтачивать и вписывать в композицию, оставили на откуп хорошей памяти зрителей, засмотревших оригиналы до дыр. А как же погоня на мотоцикле из первого фильма? Как же удушающая штольня, факел и разбегающиеся от огня крысы? Где, черт побери, сцена с зашиванием раны на руке? Многое осталось за бортом — даже связующие сюжет моменты. Получившаяся панорама скупа, полна дыр, и заполнять их игроку придется по памяти. Благо поляки почти не позволяют себе вольностей в пересказе, и история пусть и не раскрыта в полном объеме, но вполне себе канонична, хоть и стартует с торжественных похорон бравого «зеленого берета». Быть может, это тонкая ирония над собой, кто знает?..
► На пороге в ад встречают радушней.
Но все это лирика, а далее начинается настоящее погружение в эпоху VHS и переводов Володарского. В те далекие времена, когда кассеты перематывали карандашом и каждый мальчишка знал, где в магнитофоне пасик, такую визуальную простоту и обшарпанность игры сочли бы пределом мечтаний. Сейчас же, чтобы погрузиться в настроение той эпохи и не морщась воспринимать происходящее на экране, нужно недюжинное самообладание.
Досталось не только графике, но и сценарию. Однако тут виновата не столько игра, сколько первоисточники, которые она прилежно копирует. Героическая вылазка одиночки во вьетнамские джунгли за пленными соотечественниками и освобождение братского народа Афганистана от советских оккупантов и мародеров еще во времена выхода оригинальных картин казались популистским бредом западных спецслужб. Но все это уже вошло в классический фонд нелепых клише и многие годы тиражировалось комедиантами. А Рэмбо из изгоя и жертвы превратился в нарицательного героя, с которым сравнивают идеализирующих войну персонажей.
► Броня, крепка и бляхи наши чисты. | ► Но Рэмбо так просто не сломить. |
Странное дело — рассказывая об игре, больше хочется говорить о тех временах и о том, что вызывает в памяти эта франшиза. Собственно, ради ностальгии все и затевалось. Даже голоса актеров — Сильвестра Сталлоне и Ричарда Кренна, пришли прямиком из фильмов. Знакомые цитаты сыплются из колонок, как из рога изобилия. Разжиться настоящими звездами в силу финансовых и других причин (Ричард Кренна, сыгравший полковника Траутмана, скончался в 2003 году) разработчикам не удалось, зато французская компания StudioCanal не поскупилась на записи актерских реплик к фильму. Жаль только, что по качеству они сравнимы с оцифрованной записью на диктофон, приложенный к колонкам телевизора. При этом архивные реплики резко контрастируют с новыми, записанными в студии. Игроку приходится брать на себя еще и роль звукорежиссера, то напрягая, то расслабляя слух. От такой гимнастики голова скоро начинает пухнуть, а невнятное бормотание Сталлоне «с надетым на голову ведром» перестает казаться удачным раритетным бонусом.
Teyon сделали ставку на каноничность и не прогадали. Ради заветных пяти букв игру будут покупать. И каждому из этих несчастных предстоит балансировать между светлыми воспоминаниями и суровой реальностью. Что ж, момент падения можно оттягивать бесконечно, но пора сдавать явки и пароли.
► Торжественная траурная церемония объявляется открытой.
Первая кровь
Отрицательный опыт — тоже опыт. У польской команды в багаже хватает всякого, и к аркадным шутерам в Teyon давно пристрелялись. Та же серия тирообразных игр Heavy Fireуспела погостить чуть ли не на всех платформах, а для портативок Nintendo студия адаптировала несколько частей «куриной охоты» Moorhuhn. Так что — не впервой. Rambo: The Video Game левой ногой увязла в предыдущих наработках студии, а правой — в собственных амбициях. Результат, как водится, болтается где-то посередине.
► Некоторые вещи в этом мире узнаются без слов, как бы их ни преподносили.
Основных элементов геймплея рельсовых шутеров два: стрельба по мишеням и перезарядка. Могло ли что-то пойти наперекосяк в таком изначально простом наборе? Большинство классических представителей игровых тиров, вроде The House of the Dead, крепко обосновались на аркадных автоматах, поедая сэкономленные на завтраках жетоны школьников. А потому вели себя относительно честно и позволяли избегать урона при должной сноровке.
Но Рэмбо — персонаж не из хрупких, к тому же, как известно, шрамы украшают мужчину. Поэтому ловить пули торсом мы будем часто. Если неумолимо приближающийся дедлайн не оставляет времени на доработку, вполне логичным может показаться желание открыть фабрику по производству клонов и выпустить на игрока толпы одинаковых с лица врагов. Но тогда привычная для аркад модель «попадание = смерть» превращается в сущий кошмар. Ладно, меняем ее на полоску здоровья, и, кажется, проблема баланса решена.
► А ведь Арни тоже прибегал к такой тактике, правда, боролся тогда с инопланетным хищником, а не армией клонов.
Однако этой полоски оказывается недостаточно для выживания в густо населенных партизанами джунглях. Поэтому почти в каждой отдельно взятой перестрелке всегда найдется кусочек ландшафта, за которым можно присесть и укрыться. Но что делать, когда нас лишают такого подспорья и смерть подступает все ближе?
Берсерки, говорят, пили настойку из мухоморов, чтобы впасть в боевое безумие. Рэмбо же не нуждается в допинге. Открывая чакры и высвобождая скопившуюся ярость, он начинает с нечеловеческой скоростью метать свинцовый бисер. Каждое успешное попадание восполняет его здоровье. Такие вспышки агрессии — не просто элемент геймплея, но порой единственный способ выжить, когда хаос и безразличие к комфорту игрока переходят границы здравого смысла.
► Знакомьтесь, Рэмбо, это камень. Камень, это Рэмбо. У камня есть друг ящик. И большую часть времени вы проведете глядя друг на друга.
Спрятавшись в укрытии, можно развлечь себя подсчетом проносящихся над головой очередей, чтобы в нужный момент гордо расправить плечи и разобраться с перезаряжающей оружие мишенью. Правда, это лишь в том случае, если по ту сторону баррикады осталось не больше двух противников. Иначе свою долю свинца вы получите, как бы ни старались.
Еще одна излюбленная забава укрывшегося в окопе Рэмбо — мини-игра в перезарядку автомата. Каждый раз вы словно раскручиваете барабан в телевикторине, и от того, в какой момент вы его остановите, зависят скорость, с которой Рэмбо заменит израсходованный рожок автомата, и количество полученных патронов. В особо яростной перестрелке, сидя за каким-нибудь ящиком, можно перезаряжаться очень долго, лишь бы получить заветный максимум боеприпасов.
► Если очень постараться, можно увидеть слева за деревом солдата. В обычном боевике ему жить осталось бы чуть-чуть, но в нашем случае противник надежно укрыт.
Начиная войну, не забудьте мешки для трупов
Rambo: The Video Game и близко не подошла к тому неосязаемому порогу, за которым недостатки становятся простительными. Охота с газетой на мух приносит больше азарта и эмоций, чем все три приключения «зеленого берета», собранные воедино польскими ремесленниками. Как сказочный персонаж, который «одним махом семерых побивахом», разработчики решили воевать по-взрослому и понадергали игровых элементов из всего подряд.
► Используя генетические модификации, из Рэмбо вполне можно вывести универсального солдата... | ► ...Который в любой ситуации смотрит на вас как на ненавистного коммуняку. |
Прошлись, например, по ролевым играм, добавив в игру развитие персонажа. Но полученные перки в большинстве своем воспринимаются как патчи, латающие преднамеренные дыры в игре. Взять хотя бы способность, уменьшающую пляску экрана во время получения урона, — выбрав ее, впервые начинаешь чувствовать себя игроком, а не доживающим свои дни престарелым боксером. Удивительно, но играть в Рэмбо на ПК удобней и приятней не с мышью в руке, а на геймпаде, с которым прицел лихорадит заметно меньше. Поэтому даже прямые руки и изобилие укрытий не гарантируют чистого прохождения. А вспомнив о старой, прожженной аудитории, в последней миссии градус «хардкора» и вовсе довели до абсурдной точки. После такого даже опытному офисному работнику, перестрелявшему не одну тысячу безумных куриц в Moorhuhn, захочется переключиться на легкий режим, чтобы наконец привести историю Рэмбо к логическому завершению.
► Впервые увидев столь щедрый выбор, в голос восклицаешь: «Да ладно!» | ► А следом получаешь игру в сапера. |
Классическое движение «по рельсам» разбавили модной нынче вариативностью. В Афганистане нам разрешат выбрать между тихим проникновением на базу и яростным штурмом. В какую дверь войти, куда свернуть на перекрестке — для аркад это будничное решение. Здесь же подобный выбор встречается один раз за игру, и только когда бесконечные однотипные перестрелки уже поперек горла встали.
В эпизодах из первого фильма вообще поощряют войну без убийств. А набившие оскомину QTE всю игру пытаются замаскировать под охоту, диверсии и рукопашные стычки. Это могло бы скрасить военные будни «зеленого берета», но — нет. Каждый из перечисленных элементов хоть сейчас упаковывай и забрасывай черноземом. Общую скуку могло бы развеять прохождение на пару с другом, но единомышленников придется еще поискать, а найдя — всеми правдами и неправдами затащить в гости.
► Джон, пару слов для любителей хороших игр?
► Отстаньте! | ► Я в танке. |
* * *
Аркадные шутеры впору архивировать, прожигать на болванки и заносить в Красную книгу, настолько редко стали попадаться в природе крупные экземпляры этого вида. И Rambo: The Video Game будут упрекать в первую очередь за принадлежность к жанру, за скованность и однообразность.
Но все-таки от игровой адаптации фильмов о Рэмбо веет отчаянием не потому, что это линейный шутер, а потому что это плохой линейный шутер. В Teyon понимали, что главное достоинство собранного ими проекта — название. Поэтому больше занимались кукольной постановкой сюжетных сцен, размещением декораций и прочими мелочами, больше привычными театралам, чем игроделам. Поклонникам оригинала такой подход вполне может придтись по душе, но даже им мы, пожалуй, посоветуем дождаться распродаж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий